СЕГОДНЯ ДЕТИ - ЗАВТРА НАРОД
12 марта 2025 года Элина Жгутова выступила на круглом столе "Формирование гармоничной и социально ответственной личности, воспитание традиционных ценностей у подрастающего поколения".
Организатор — Союз некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив при поддержке Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию.
Модераторы — председатель комиссии ОП РФ Наталья Кравченко, президент Союза НКО социальной деятельности и гражданских инициатив Елена Полянская, директор АНО «Центр профилактики вредных зависимостей в молодежной среде» в Общественной Палате РФ.
Приводим стенограмму выступления Элины Юрьевны Жгутовой.
Полянская Елена Александровна: Я передаю слово известному нашему общественному деятелю. Вы прекрасно знаете, кто это. Ее часто видят на экранах телевизоров. У нее очень активная и яркая позиция, иногда дерзкая, но справедливая. Представляю вам Жгутову Элину Юрьевну - руководителя Центра по защите традиционных ценностей «Иван Чай», члена общественного совета комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей. Тема ее выступления «Первоочередные меры государственной политики в отношении воспитания подрастающих поколения»
Элина Жгутова: Добрый день, коллеги, спасибо, что поднимаете эту тему. Спасибо, Елена Александровна, что даете возможность высказаться по ней. Давайте определимся с тем, что же такое все-таки воспитание. Я недавно беседовала с режиссером мюзикла, который, в общем-то, человек с достаточным багажом, создавший немало произведений, в том числе для детей…Он считает, что ни театр, ни искусственно не обязаны воспитывать.
То есть оно должно просто отражать жизнь такой, как она есть. Но это, скажем так, две принципиальные разные позиции. Я бы назвала, все-таки, одну либеральной, а другую, консервативной точками зрения. Одна точка зрения (либеральная) предполагает, что нужно показать жизнь, такую, как она есть и детям, чтобы у них не было разочарований, чтобы их подготовить. То есть всю грязь замешать, и вот, видимо, как цыган воспитывать, а потом дети, как-нибудь сами, справятся со всеми инфекциями.
А другая точка зрения, которая, собственно говоря, традиционная - это то, что все-таки искусство обязано формировать и воспитывать, и показывать жизнь, не такой, как она есть, по Чехову, а такой, как она должна быть в мечтах. Ну или, по Бертольду Брехту - это не зеркало, отражающее мир, а молот, его формирующий. Поэтому, здесь рассматривая эти две разные точки зрения, мне кажется, мы все-таки должны опираться на правильную. Все-таки 85% людей придерживается традиционной позиции и только 15% - либеральной.
Так вот, что же все-таки воспитывает ребенка?
Ребенка воспитывают, с моей точки зрения, 3 основных среды. Это всегда было, есть и будет - школа, семья и улица. Сегодня улицу заменили соцсети. Давайте будем честными, уже никого не увидишь там со скакалкой, ну, или можно редко. Что такое соцсети? Сколько там проводит ребенок? По самым скромным подсчетам, 6-8 часов в день, ребенок проводит соцсетях.
Мы же понимаем, что это точно больше, чем-то время, которое он проводит с родителями. В должной ли степени сегодня школа все-таки обрела эту функцию воспитания, о которой мы так долго говорили…Эта функция была утрачена в какой-то момент и школа предоставляла услуги образовательные ребенку как клиенту. Ну вот видно по вашей работе, что действительно какую-то часть на себя вот вы взяли в отношении уроков воспитания и так далее. Но так ли это везде? Мы знаем, что есть разговоры о важном. Всегда ли они действительно о важном? Сейчас тоже будет один пример, небольшой.
И что касается родителей? Значит, если вот вы упомянули о своем детстве…И у меня мой отец и мать ни разу не употребили скверного слова, ну и все как у Путина. Но, вот, что можно сказать о сегодняшних родителях?
Я тоже коротко покажу, на примере того же мюзикла. И можем ли мы доверять им сегодня? Конечно же нет. Значит, соответственно, у нас задача воспитания общественного сознания на порядок сложнее, потому что воспитывать мы должны не только детей, но, к сожалению, их родителей.
А, с моей точки зрения, вообще говоря, вот в ночь с 17 на 18-летие, никакая там, сказать, тыква ни в какую прекрасную карету детского сознания не превращается. У нас нет никакой такой вот черты, когда можно было бы говорить о том, что до 18-ти порнография не полезна, а после, очень даже, скажем так, полезно. Это же, согласитесь, абсурд.
Тем не менее, мы с этим абсурдом живем, потому что у нас запрещена только детская порнография, а взрослая порнография, пожалуйста, себе разрешена и никакие барьеры, вот эти «родительские контроли» и так далее не ограждают ребенка от этой грязи. И первое мое предложение, если такая резолюция будет в качестве первоочередных мер - запрет порнографии, как таковой, в нашем интернет-пространстве.
Значит, что касается демографии?
Мы с вами понимаем, что у нас очень тяжелая ситуация, на коэффициент 1.4 мы может быть когда-нибудь ближайшие 10 лет, если потратим какую-то кучу миллиардов, может быть выйдем. Это, конечно, не наш путь, это путь в умирание, замещение миграцией и так далее. Россию мы так потеряем, это однозначно.
Слава богу, сейчас очень мало дискуссии по поводу того, что демография, то есть рождение большого количества детей, возможна только в семье и, соответственно, в многодетной семье, да, потому что в одиночку, на самом деле, если у человека осознание родить одного ребенка для себя, поменять его гораздо сложнее, чем родителям, у которых 2-3 детей, значит, сделать условия для рождения следующих. То есть у нас, на самом деле, многодетные семьи и является тем ресурсом, на которые мы можем рассчитывать.
Ну, здесь уже коротко было сказано, я даже комментировала на радио о том, что вот, отбирают из-за жилья детей из многодетных семей. То есть они у нас сегодня не на почетном месте, давайте уже честно говорить. Но сегодня мне бы хотелось еще, все-таки, на культурном суверенитете остановиться, потому что идеология — это самое важное, это то, что происходит в голове родителей, это то, что происходит в голове ребенка.
Сегодня дети - завтра народ, как говорил Михалков, поэтому мы наш взгляд выстраиваем на далекую перспективу, если мы говорим о каких-либо демографических изменениях…Поэтому, прежде всего, мы должны создавать вот это идеологическое пространство, комфортное, пользуясь современным словом, для деторождения. Естественно, оно базируется на традиционных ценностях. Так вот, следующее предложение в резолюцию, прям сразу с конца начну, это то, что любой продукт информационный должен проходить, ну, как хотите, либо демографическую, либо фамилистическую экспертизу.
Да, там найдутся желающие назвать это цензурой. Да, это цензура, и, бога ради, ничего страшного в слове «цензура» я не вижу, иначе мы так и будем вариться во всяких нечистотах. Что такое демографическая фамилистическая экспертиза?
Является ли вот этот фильм, сегодня выдвинутый на Оскар, фильм «Анора», о котором много сейчас говорится…
Является ли он, с точки зрения семьи, традиционных семейных ценностей, полезным продуктом?
Кто досмотрел или, в принципе, начал смотреть, с моей точки зрения, порнографическую и русофобскую поделку, честь и хвала, что называется. Я вынуждена смотреть всю это дрянь чисто в лабораторных целях, потому что вот нет других экспертов, к сожалению, которые могли бы дать такую оценку.
Переходит к демонстрации
Давайте начнем с мюзикла…Понятное дело, всегда что-то нас не устраивает. Я не стала бы обращаться к таким каким-то частностям. Этот мюзикл называется «Алые паруса». Он идет буквально уже 15 лет в более чем 30-ти тюзах страны. У него стоит 12+ маркировка, и, можете себе представить, я примерно подсчитала – его посмотрело около 10 миллионов человек. Мы с вами знаем, что такое повесть А. Грина. На этом произведении как раз и воспитывались вот эти чистые романтические отношения с надеждой на какую-то лучшую жизнь, связанные с браком, встречей с любимым человеком и так далее.
Что происходит на сцене этого мюзикла?
Действие происходит в борделе, то есть, это таверна в портовом городе, кабак на первом этаже. На втором этаж номера. Таверна называется «Маяк», у него есть хозяйка. И такой лейтмотив песни -любовь на час, если не удалось найти любовь на веки. Там очень много «чудесных перлов» такого рода, когда отчаявшаяся Ассоль всё-таки идёт, как они утверждают, петь. А зрители видят, что не только петь в бордель. Она говорит: «Долой стыд, долой страх!». Это прямая цитата.
Там она встречает Грэя - завсегдатая подобных заведений и, согласно легенде, которую услышал Грэй, он красит паруса, если по повести, он скупает алую материю. Но в мюзикле он красит их вином из 5-литровых бочек и, в общем-то алкоголь, вообще со сцены не сходит. Вот, спрашивается, что в голове было у этих родителей, которые аплодировали, писали положительные отзывы и вообще, почему он, мюзикл 15 лет идёт?!
Мы написали письмо в прокуратуру. Надеюсь, что мы положим этому конец. Эстетика абсолютно бордельная. Вы видите - это не то хозяйка, не то Ассоль. Гипертрофированные вторичные половые признаки у женщины. Пермский театр, насколько я помню. Видите, это мать Ассоль. В принципе, по либретто, даже автор этого не отрицает, я разговаривала со всеми авторами, кроме автора музыки. Они не отрицают, что чисто теоретически могло быть групповое изнасилование. Некоторые зрители видят изнасилование матери Ассоль в самом начале спектакля.
Вот смотрите с пивными кружками, это Ассоль играет мужчина в одной из версий постановки. Такая вот эстетика для 12+, но автор считает, что, в принципе, можно и с 10+, а можно и меньше. И, вообще, не имеет возраста эта вещь. Много где идет спектакль. В Москве в 5 театрах идет, в других крупных городах. Это практически все города-миллионники, абсолютно все!
Вот сцены с пьянством, с бутылками. Показано на фотографиях. Как детей-инвалидов приводили на эти спектакли. Прошлый год был годом семьи, он был официально объявленный.
Я ещё хочу привести пример Малайзии. Там в кино, в принципе, запрещены сексуальные сцены. Средний возраст населения - 33 года и оно прирастает. То есть нам, как-бы понятно, что существует определенная корреляция с тем, о чём я говорю, и с теми задачами, которые мы ставим в качестве усиления демографии.
Демонстрация кадров фильма «Анора».
Элина Жгутова: Собственно говоря, фильма Анора можно и не смотреть. Это фильм из Года семьи. Ну и другие фильмы из серии фильмы Года семьи. Там, если помните, показывались такие фильмы как: «Люби всех», «Мокрые майки», «Жизнь по вызову», «Эскортницы», «Неверные», «Измены», «Чики».
А вот оскароносный наш товарищ Марк Эйдельштейн прославился своим бесстыдством. Теперь этого героя мы видим на «Разговорах о важном». Он беседует с капитаном атомного ледокола «50 лет Победы». Он теперь как образец человека, на которого, видимо, надо равняться. А вот сцены из этого фильма, где он постоянно занят: либо он играет, либо он занимается с проституткой, естественно, понятно, чем, либо он употребляет наркотики.
Вот такая «чудесная вещь», надеюсь, случайно получила Оскара. Все остальное, думаю, вы и без меня знаете. Я хотела донести до вас то, что, может быть, вы пропустили. Спасибо большое.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»